Перейти к содержимому

Wild (Africana)

В этой серии чуть больше 40 работ гуашью в формате А3 (42х30 см) и немного графики. Она начата и закончена летом 2021 года.

В детстве я часто рассматривала альбом «Народное самодеятельное искусство» 1975 г, и больше всего я любила в нем работы Павла Леонова про Африку. Большинство художников рисовали то, что их окружало, поля, свадьбы, заводы, дети, а тут вдруг Африка. При чем Африка, подозрительно похожая на русский лес, с волками и густыми елками. Из экзотики там были только зебра и пальма (все в количестве одна штука).

Любительское искусство вообще любит Африку и африканских животных в частности, онлайн-галереи заполнены ими во всех возможных вариантах. И, надо признать, достигло определенного совершенства визуальной кодификации того, как эти самые животные должны выглядеть. И щедро готово делиться мастер-классами по изготовлению еще одного шедевра. Бесконечное тиражирование образов получается, где итоговое произведение легко оценить любому желающему, чем ближе повтор к оригинальной работе и чем «качественнее» исполнение, тем выше она может подняться в несуществующем рейтинге слонов, львов и жирафов. Конечно, сюда надо добавить социальный рейтинг создателя и, ну вдруг, внезапные модификации стандарта.

Профессионалы арт-рынка предпочитают не замечать мир любителей. (Хотя… вот бы посчитать сколько почти одинаковых львов существует только онлайн, думаю, чисто количественно их будет больше, чем всех шедевров во всех музеях мира, лол). В лучшем случае, мы воспринимаем такое искусство как «штамп» и «ограниченность», в худшем начинаем говорить про «китч» и «домохозяйкин арт».

У меня есть несколько проектов, в которых я изучаю феномен «любительского искусства» (и тут есть, что изучать, хотя бы тот внутренний «канон», к которому авторы неосознанно стремятся), и «Дичь» — один из них. На этот раз я сконцентрировалась на том, что я называю «любовью к экзотике». Конечно, в такой простой человеческой слабости можно обвинить не только художников-дилетантов, Ван Гог, Анри Руссо, Пьетро Лонги и Дюрер с его носорогом, список при желании можно продолжить. (Намекну, рабочая гипотеза выглядит так: общество в целом стремиться к унификации визуального, художники, особенно, крутые, разрушают эту условную единую картинку мира. Некоторым из них удается создать образы, которые становятся настолько популярными, что входят в общий визуальный язык и обогащают его. Типичный пример — как раз носорог Дюрера, его фигура часто мелькает даже в очень современном искусстве).

Ну что, задачи в этой серии были очень простые. Во-первых, поддаться «любви к экзотике», во-вторых, понять, можно ли нарисовать/увидеть этих несчастных африканских животных как-то по-своему. Но, и это важно, я хотела остаться в рамках чистой репрезентации, лишенной «посторонних» или дополнительных смыслов. Ну то есть, «о, лев» и чтобы ткнули в картинку пальцем, такая была ограничивающая задача. И это мне не удалось, кстати, каждая животинка «рассказывает» о чем-то еще, но это еще я оставлю без объяснений, смотрите сами.

lions by marina joinerra
wild african dog by marina joinerra
zebra drawing by matina joinerra
страусы марина джойнерра
hyena painting by marina joinerra
картина окапи марина джойнерра
camel painting by marina joinerra
горилла картина гуашью
babbons painting by marina joinerra
крокодилы картина марина джойнерра
птица носорог картина марина джойнерра
шимпанзе картина гуашь