Cultural monsters
2018-2019 в основном, но серия не закрыта, просто на паузе) Кстати, база для коллажа — Livre de Vases 1667, одна из многих в тот момент книг «образцов» модного дпи.
Серия про иррациональное, которое в традиционной европейской культуре часто находится на периферии, в отделке мебели, в росписи стен, в самой логике планирования пространства. В классической живописи часто главный сюжет считывается достаточно легко, а дьявол кроется в деталях, с помощью которых художник и/или заказчик может рассказать еще одну историю, только для посвященных. Но в этой серии я сместила внимание с деталей, которые все-таки иногда поддаются иконографическому анализу или хотя бы интерпретации, на декоративных «классических» чудовищ.
Меня всегда завораживали эти декоративные монстры, часто лишенные смысла в контексте визуального ансамбля (и тут все равно, картина Рубенса или серебряная вазочка в стиле английского Регентства), и при этом требовавшие от создателя не меньших усилий, чем основные смысловые и/или функциональные части. Именно в таких фигурах проявлялась фантазия и часто свободная воля художника, а также истинные вкус эпохи. (Потому что картину при желании можно тряпочкой завесить или на чердак отправить, а в кресле каждый день сидеть приходится). Так что, «декоративное», «орнаментальное» — это прежде всего способ заглянуть во внутренний мир человека другой эпохи, особенно в его фантазии и страхи.
Но еще эта серия про усталость от традиционной европейской культуры. И вроде бы, сейчас не всякий посетитель Эрмитажа отличить Диану от Венеры, и старый визуальный язык в массе своей благополучно подзабыт, а вот усталость почему-то осталась.