Ботаника
Очень мне нравится ботаническая иллюстрация, и гербарии тоже нравятся. С того первого, что мы с мамой в мои шесть лет делали, и он еще где-то валяется. А литографии в старых ботанических атласах, а отдельные листы в рамках? Ну прелесть же. И почти всегда уместно на стенке в доме.
(Тут требуется длинное отступление про мои представления об искусстве в доме и про связь искусства и интерьера. Если кратко: с пещерных времен было, есть и будет. И да, есть такие работы, великие, великолепные, но в обычном доме им не место, если не из-за отсутствия места и не из-за эстетики, то потому что засмотрим их насмерть и превратятся они в «обои»).
Современная ботаническая акварель (обычно акварель) прекрасно развивается, цветет и пахнет. Без меня. Потому что у меня обычно терпения и глаз не хватает каждую жилку прорисовывать.
Ну а если серьезно. Цветы рисовали еще на Крите, в Египте и в Риме, но чаще как фон, декоративный элемент и факт окружающей среды, с исключениями, понятное дело. Просто не могу представить этого критского принца в короне без его лилий/ирисов. В средневековье разработали символические системы вроде языка цветов (и кто сейчас им владеет?). С конца 14 начинаются более-менее ботанические зарисовки (на полях рукописей). А дальше начинается дробление на отдельные направления вплоть до жанров. И понятно, что натюрморт с цветами 17 века уже мало общего имеет с научной зарисовкой цветка в книге по ботанике. На холсте — про (тленную) красоту мира, в книжке — про морфологию цветка. 19 век — вообще время цветов, импрессионисты их любили, публика их любила, ученые их любили и тд. И примерно тогда же (а хотите поспорить, что раньше? А Караваджо своих мальчиков и Вакхов в цветах рисовал, и не только он) цветы стали уже окончательно «женским искусством». То есть для дам, и даже дамам их рисовать можно (а голых мальчиков и героических Геркулесов нельзя). А когда искусство приобретает приставку «женское», в классическом европейском обществе оно уже ничего не стоит, упс. И совриск эту фигню унаследовал от старого мира и пока даже не пытается с этой нелогичной иерархией как-то побороться. Просто вспомните, кто из великих художников 20 века цветы рисовал. Правильно, Джорджия О’Кифф. А кто из великих художников-мужчин 20 века цветы рисовал (чур, дедушка Хокни не в счет)? Ну некоторые скажут, что цветы и искусство 20 века — про разные вещи, но та же Джорджия доказала, что про секс и гендер цветами можно сказать, они вообще по природе своей эротичны. И про экзистенциальный ужас тоже можно, а про смерть — так вообще самое то, потому что цветут коротко и мало. И про жизнь тоже можно, и про социальное. Про все, одним словом. (К слову, с трендом на феминизацию общества, цветов в современном искусстве таки стало побольше, и серьезные галереи уже показывать их начали, на западе, у нас пока «академия», то есть цветы — низший жанр, для девочек).
Меня эта унаследованная от старого мира иерархия останавливает. Были прецеденты. «Ну вы цветочки рисуете», и все, уже не могу быть серьезным художником, цветочки же. Пришлось все себе объяснить и доказать, чтобы позволить себе цветы дальше/снова рисовать.
С другой стороны тоже баррикады, кстати. В том же 19 веке и начале 20 сложился жесткий визуальный канон, как нужно рисовать цветы. «Сирень — сиреневая», слишком сиреневая, между нами. И именно в моей любимой ботанической акварели цветы почти всегда выглядят мертвыми. А для меня они — про жизнь и борьбу за место под солнцем, за единственный короткий шанс цвести. Растения храбрые, и жестокие, и хитрые. Чужой «разум» рядом. И этот чужой и чуждый (потому что они не для нас цветут и пахнут, а для насекомых-опылителей, мы им мешаем вообще) мир интересно изучать.
В-общем, тут будут рисунки разных лет, почти всегда наброски, хронически с натуры. Почти все без претензий на рамку или серьезный статус. Просто потому что был импульс. А без этого толчка от мира, «рисуй, ты должен попытаться схватить это», искусства вообще нет, а есть профессия, салон и визуальное клише, традиционное или авангардное, никакой разницы.
Акварели, быстрые, максимум на а4, часто — меньше, потому что блокноты. И чаще всего на цветы я смотрела в ботаническом саду.